Владимир Св написал(а):Дело не в опровержении чего либо. Вы, в своих выводах слишком категоричны. Делаете безапелляционные выводы, основываясь на таких мелочах, как наличие каймы на плате, или форма бороды Спасителя.
Это не мелочи - это правила, прошедшие эволюцию сквозь века.
На упомянутой иконе С.Ушакова есть и кайма в виде тонких золотых нитей бахромы, и борода раздвоена и надписи на нимбе в кресте.
Так что Икона Ушакова один из классических примеров извода Спаса Нерукотворного.
Вообще Ушаков писал данный образ много. В настоящее время иконы есть как в частных коллекциях, так и в государственных музеях.
И везде точное соблюдение правил для данной иконы.
Что касается наиболее древнего и сохранившегося образа - так он датирован серединой - последней четвертью ХII в. Новгород. Считается иконографическим архетипом.
Вот еще один пример - кон 15 в. Икона-таблетка. Новгород. Новгородский музей-заповедник.
Все те же узнаваемые характерные признаки.
Владимир Св написал(а):Что касаемо формы бороды Спасителя.... .
Полным-полно икон в.т.ч. убруса, где борода Спасителя не раздвоена. Что теперь с ними делать? В сборнике Маркелова есть подобные прориси и переводы и не 21 века, а принадлежащие общепризнанным иконописцам, тому же Симону Ушакову http://images.icon-art.info/main/01100-01199/01145.jpg ( Маркелов Г. В. Книга иконных образцов. В 2 т. = Russian icon designs. In 2 volumes. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. — № 31, том I, стр. 518.) . Как с ними быть?
Наверное Вам стоит изучить чем отличается термин "прорись" от термина "икона".
Прорись - не что иное, как черновик. Черновик не является иконой и никогда не может быть освящен.
К слову - возьмите прорись все того же С. Ушакова и его вариации Спасов. Я, например, не видела ни одного Спаса (в виде законченной иконы), похожего на прорись. Найдете - дайте изображение иконы.
Владимир Св написал(а):В исторических источниках о раздвоенной бороде говорится у проконсула Публия Лентула ("О церковной живописи". стр. 174) . Церковный историк Никифор Каллист о раздвоенной бороде не упоминает ("О церковной живописи". стр. 176). А например Иоанн Дамаскин упоминает, что у Спасителя были сросшиеся брови ("О церковной живописи". стр. 177) . Почему в таком случае, насколько мне известно, ни на одной иконе нет такой особенности?
В данном случае речь идет не о богословах-теоретиках, а об иконописцах и правилах написания икон. Так что "мухи отдельно, котлеты отдельно".
ЗЫ - про сросшиеся брови - у Византийских мозаичников есть образы с подобными бровями. 13 в. Но это не правило, а, скорее, исключение. Потом надо понимать отличие Византийской школы иконописи от Русской (хотя в основу Русской школы конечно же положена именно Византийская).
Владимир Св написал(а):Не спорю, в обсуждаемой иконе имеются ошибки, но не столь критичные, чтобы данную работу не признать иконой, хотя бы потому, что подобные, как вы говорите "ошибки" имелись и у мастеров-иконописцев мирового масштаба.
В обсуждаемой картинке на религиозную тему ошибок слишком много, чтобы считать ее иконой.
Дайте примеры изображений "мастеров-иконописцев мирового масштаба" с ошибками.
Наверное тут не надо затевать тему "мокрой брады", иначе "каша в головах" никогда не обретет формы познания.
ЗЫ - http://www.icon-art.info - полезный ресурс, дает поверхностное представление по теме иконописи. Не более того.
ЗЫЗЫ - список используемой литературы:
1. Герсель Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах// Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, М.,1996 Кирилла Уланова, Труды Отдела древнерусской литературы, "Наука" 1985 г.
2. Подлинник иконописный. Под. ред.А.И. Успенского, СПб, 1904 г.
3. Евсеева Л.М. Спас Нерукотворный в русской иконе /Евсеева Л.М., Лидов А.М., Чугреева Н.Н. - М., 2005 г.
4. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии, М., 2005 г.